Многолинейная организационная структура управления характеризуется, тем что функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Идея многолинейной структуры управления состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия, логистики и т.п.
Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.
Функциональное и линейное управление существуют вместе, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Схема "Многолинейная организационная структура управления":
Как видно на схеме, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление.
Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Многолинейная организационная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:
Преимущества |
Недостатки |
Высокий профессиональный уровень подготовки решений; |
Сложность подготовки и согласования решений; |
Быстрая коммуникация; |
Отсутствие единого руководства; |
Разгрузка высшего руководства; |
Дублирование распоряжений и коммуникаций; |
Профессиональная специализация руководителя; |
Сложность отсутствия контроля; |
Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля |
Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения. |
|