Деятельность органов публичного управления представляет собой особый вид экономической активности по разработке, принятию и контролю за исполнением управленческих решений, направленных на достижение общественного социально-экономического эффекта, отличного от коммерческих целей.
Публичное управление по мнению Лютера Гулика представляет собой планирование, организацию, кадровое обеспечение, управление, координацию, составление отчетов и бюджетирование деятельности органов исполнительной власти.
С другой стороны, существует широкий подход, согласно которому публичное управление не может ограничиваться только выделенными инструментами, поскольку существует слишком много различных областей общественной жизни, имеющих множество ключевых особенностей и требующих специфического регулирования и контроля.
Поэтому применение унифицированных инструментов не позволит в полной мере эффективно и своевременно решать все поставленные задачи.
Область применения публичного управления и количество применяемых инструментов с развитием общественных отношений постоянно увеличивается.
Что касается отечественного подхода к определению экономической сущности публичного управления, то мнения российских ученых достаточно неоднозначны и разносторонни,и представлены ниже:
Автор(ы) |
Определение термина |
Амосов О., Гавкалова Н. |
Публичное администрирование - взаимовлияние субъекта управления и носителя власти на общественные процессы и отношения в соответствии с общественно- значимыми функциями и полномочиями |
Архипова О.И. |
Публичное управление - результат общественного договора между обществом и государством, согласно которому происходит распределение властных полномочий между органами власти и институтами гражданского общества |
Епинина В.С. |
Публичное управление - целенаправленное воздействие субъекта управления, обладающего публичной властью, на объект для достижения интересов общества |
Запольский А.Д., Ершова И.Г. |
Публичное управление - единство и взаимосвязь органов государственного и муниципального управления и тех управляемых объектов, в отношении которых они реализуют свои управляющие воздействия
|
Игнатова Т.В., Калинина А.Г. |
Публичное учреждение - это непрерывный двунаправленный процесс интеракции органа власти и населения, включающий меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов подготовки и принятия решений;
полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрении проектов, планов, программ и др.; активный сбор мнений и предпочтений всех заинтересованных граждан |
Леонов В.В. |
Публичное управление - деятельность органов государственного (муниципального) управления при непосредственном участии граждан и других заинтересованных сторон, направленную на формирование и развитие общественных отношений в целях устойчивого развития государства, ориентированного на обеспечение прав и свобод граждан и удовлетворение их потребностей в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе |
Полянин А.В., Лебедев В.М. |
Публичное управление - это сложная, динамичная система, изменяющая в пространстве и времени свои параметры, подверженная воздействиям внешней среды и оказывающая влияние на нее по принципу обратной связи. |
Понкин И.В. |
Публичное управление - сложно структурированная сеть человеческих взаимоотношений и связанной с ними деятельности, реализуемой, от органов публичной власти и до отдельных индивидов низового уровня в такой системе, связанной с использованием всех ресурсов, а также все другие аспекты жизни общества, в которых заинтересовано или задействовано государство |
Чиркин В.Е. |
Публичное управление - социальная деятельность определенных органов и должностных лиц с целью реализации публичной власти |
Схема "Особенности социального, публичного и государственного управления":
Согласно представленной на схеме информации публичное управление занимает промежуточную позицию между социальным и государственным управлением.
При этом в условиях демократического режима оно приближается к социальному управлению, которое позволяет обществу своевременно и результативно воздействовать на все социально значимые процессы и явления, и обеспечивает максимизацию социального эффекта.
В условиях антидемократических режимов (авторитарного и тоталитарного) публичное управление, в худшем случае полностью упраздняется, а при благоприятном стечении обстоятельств может стремиться к государственному управлению, представляющему интересы общества посредством назначаемых (выборных) органов государственной власти.
При этом в законодательстве не закрепленное определение термина "публичное управление", а предусмотрена только расшифровка категории "государственное управление как деятельности органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития РФ и обеспечения национальной безопасности РФ".
|