Налоговый менеджмент синтезирует методологию и технику управления налоговыми отношениями (налогами, налоговыми потоками) и представляет собой систему, строящуюся на основе специальных принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется это управление.
Налоговый менеджмент как система управления имеет свои объект и субъект управления.
Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на макро- и микроуровнях.
Причем для функционирования и корпоративного, и государственного налогового менеджмента объектом управления выступают как входящие, так и выходящие налоговые потоки, несмотря на то, что одни и те же потоки для государства считаются доходом, а для предприятий-налогоплательщиков - расходом.
Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и на каждом уровне в отдельности позволит достигнуть желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента.
Объект налогового управления - сложная, динамичная и относительно открытая система.
Относительность открытости налогового менеджмента как системы управления обусловлена монополизмом государства в установлении спроса на налоги (системы налогов, элементов налогообложения отдельных налогов, других правил и условий налогообложения и налогового процесса), скрытностью для внешней среды (конфиденциальностью) попыток и действий организаций-налогоплательщиков по минимизации налоговых платежей и оптимизации налоговых потоков и другими причинами.
Динамичности названной системы объясняется динамичностью налогового законодательства, налоговой системы, налоговой политики и всего налогового процесса, изменениями экономики, рыночной среды и т.д.
Подвижность внутренней и внешней среды и характера взаимоотношений государства и налогоплательщиков, неоднозначность критериев оценки деятельности субъектов управления делают процесс управления сложным и одновременно творческим.
Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая Служба, Федеральная таможенная служба, другие государственные структуры и учреждения, включая аналогичные органы власти и службы субъектов РФ), а также сами налогоплательщики - юридические лица (предприятия, организации и их специальные подразделения (отделы, группы лиц)).
|