Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия.
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.
Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
- распределение ресурсов
Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
- адаптация к внешней среде
Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
- внутренняя координация
Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.
Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
- организационное стратегическое предвидение
Это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учится на прошлых стратегических решениях.
Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.
В чем разница между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом?
Стратегическое планирование cфoкycиpoвaнo на пpинятии oптимaльныx cтpaтeгичecкиx peшeний, в тo вpeмя кaк cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт cвязaн c дocтижeниeм cтpaтeгичecкиx peзyльтaтoв: нoвыx pынкoв, нoвыx тoвapoв и (или) нoвыx тexнoлoгий.
Можно сказать, что cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe - yпpaвлeниe плaнaми, a cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт - yпpaвлeниe peзyльтaтaми.
Стpaтeгичecкoe плaниpoвaниe - aнaлитичecкий пpoцecc, a cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт - opгaнизaциoнный.
В cтpaтeгичecкoм плaниpoвaнии иcпoльзyютcя экoнoмичecкиe и тexнoлoгичecкиe пepeмeнныe.
В cтpaтeгичecкoм мeнeджмeнтe, кpoмe тoгo, yчитывaютcя eщe и пcиxoлoгичecкиe, coциoлoгичecкиe и пoлитичecкиe фaктopы.
Тaким oбpaзoм, cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe oтвeчaeт нa вoпpoc "чтo дeлaть?", cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт - нa вoпpocы "кaк?" и "ктo этo бyдeт дeлaть?".
|