Разработка банковской политики предполагает определение целей деятельности банка и стратегии ее развития как на ближайшее будущее, так и на перспективу, исходя из потенциальных возможностей и ресурсов банка.
Стратегия банка - это разработка обоснованных мер и мероприятий для достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены все потенциальные возможности банка.
Разработка банковской политики предусматривает следующие направления:
формирование стратегических целей и задач;
анализ сильных и слабых сторон работы банка;
оценку действующих и перспективных направлений банковской деятельности;
анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование банка;
разработку и определение альтернативных видов банковской деятельности;
выбор стратегии;
составление ежегодного баланса банка в целом и его подразделений;
внутреннюю и внешнюю аудиторскую проверку банка.
Базой для разработки политики (целей и стратегии банка) служит полная информационная обеспеченность, которая достигается в результате деятельности банка как за текущий период, так и на перспективу.
Анализ предусматривает оценку тех тенденций, которые способны оказать воздействие на результаты работы банка.
Например, анализ положения банка в конкурентной борьбе предусматривает оценку и определение результатов, которых можно достичь, изменив конкурентную стратегию банка.
При разработке стратегических позиций банка пользуются определенными качественными и количественными показателями.
Качественные называются ориентирами, а количественные - заданиями.
Ориентир - это более отдаленная цель, которую банк стремится достичь путем разработки стратегии.
Определение цели - это более конкретный уровень принятия решений, который требует выработки соответствующих стратегических задач.
Стратегия для одних целей не может быть использована для достижения других.
Все цели банком достигаются, как правило, путем принятия решений по тем или иным вопросам и проблемам, выработкой следующих стратегий:
продуктово-рыночная стратегия - определение конкретных видов банковских продуктов и услуг, метода их реализации, способа повышения конкурентоспособности;
стратегия маркетинга - гибкое приспособление банка к рыночным условиям;
конкурентная стратегия, направленная на снижение издержек за счет индивидуализации и повышения качества продукта, определения их путем сегментации новых сфер деятельности банка;
стратегия нововведений - внедрение новых технологий и видов продуктов;
стратегия инвестиций - расширение вложений на рынке ценных бумаг с целью увеличения доходов банка;
стратегия развития, предусматривающая обеспечение устойчивых темпов развития банка, включая устойчивость темпов накопления капитала как в сфере пассивных, так и активных операций.
Это также касается развития филиалов банка как внутри страны, так и за рубежом;
стратегия поглощений, связанная с приобретением акций других банков или кредитно-финансовых институтов;
стратегия зарубежного инвестирования, предусматривающая как поглощение зарубежных банков, так и увеличение вложений в иностранные ценные бумаги и недвижимость;
стратегия внешнеэкономической экспансии, связанная как с расширением деятельности за границей, так и с созданием там своих филиалов, отделений и агентств.