Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.
Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы:
К первой группе относятся общие (объективные)законы управления.
Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.
Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев.
К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.
И, наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации.
К законам третьей группе относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.
Такие законы можно обозначить термином "специальные".
К общим законам управления относятся:
- Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления.
- Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.
- Закон единства системы управления.
- Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
- Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами.
- Закон единства действий законов управления.
Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы)и др.
К частным законам, касающимся управляющей подсистемы относятся:
- Закон изменения функций управления.
- Закон сокращения числа ступеней управления.
- Закон концентрации функций управления.
- Закон распространения и контроля.
Специальные законы являются служебными законами управления.
Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации.
Например, для организаций, работающих в сфере тяжелого машиностроения, большое значение имеют законы механики, на которых основывается порядок проектирования и изготовления машин и оборудования.
Для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.
Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы.
Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.
|