Понятие персонала предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников.
Управление персоналом предполагает целенаправленные действия в области прогнозирования, планирования и регулирования состава и структуры кадров, подбора и аттестации работников, а также переобучение и повышение их квалификации, перемещения работников по службе, организация, нормирование и стимулирование труда рабочих и специалистов.
При этом личностные качества работника особенно влияют на его поведение в организации, выполнение им профессиональной и социальной роли в коллективе.
Управление персоналом базируется на следующих исходных положениях:
- необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития организации (фирмы);
- количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства;
- определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда.
Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:
- планирование ресурсов - разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат;
- набор персонала - создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
- отбор - оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
- определение заработной платы и компенсации - разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала;
- профориентация и адаптация - введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;
- обучение - разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения;
- оценка трудовой деятельности - разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;
- повышение, понижение, перевод, увольнение - разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
- подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе -разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров;
- трудовые отношения - осуществление переговоров по заключению коллективных договоров;
- занятость - разработка программ обеспечения равных возможностей занятости.
Обеспечение гарантий занятости для персонала делает любую фирму более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, создания условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.
|