Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
Разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, определить состав необходимых функций системы качества, а затем структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции. После этого разрабатываются новые, перерабатываются или используются имеющиеся нормативные документы для выполнения всех функций.
Система управления качеством включает:
- Задачи руководства (политика в области качества, организация).
- Система документации и планирования.
- Документация требований и их выполнимость.
- Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).
- Качество во время закупок (документация, контроль).
- Обозначение изделий и возможность их контроля.
- Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).
- Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).
- Контроль за испытательными средствами.
- Корректирующие мероприятия.
- Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
- Документирование качества.
- Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.
- Обучение.
- Применение статистических методов.
- Анализ качества и систем принимаемых мер.
Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности или долгосрочной цели и включать:
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
- ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию;
- развитие сервиса.
В системе управления качеством можно выделить политику предприятия в области качества, собственно систему качества, включающающею обеспечение, управление и улучшение качества.
|