В основе концепции ценностно-ориентированного менеджмента (Value-Based Management) лежит признание того, что основной целью коммерческой организации является рост ее ценности для собственников (акционеров).
Соответственно, все решения компании должны быть направлены на достижение этой цели.
В этом смысле ценностно-ориентированный менеджмент понимается как всеобъемлющая система управления организацией, нацеленная на максимизацию наиболее вероятной ценности, которая должна быть создана бизнесом, при котором оценка результатов деятельности организации и применяемые системы вознаграждения основываются на показателях добавленной ценности.
В рамках концепции ценностно-ориентированного менеджмента органично сочетаются следующие процедуры и решения: выбор модели и процедур определения ценности компании для ее собственников; мониторинг изменения ценности; определение драйверов (факторов) создания новой ценности; установление четкой связи между ценностью компании для собственников и корпоративными и бизнес-стратегиями; разработка финансовых политик компании, нацеленных на создание ценности; определение механизмов согласования интересов собственников и менеджеров; создание системы измерения результатов деятельности и материального стимулирования.
Теоретическое формирование и начало активного использования этой концепции относится к рубежу 80 - 90-хх гг. ХХ в.
Знаковыми фигурами в становлении данной концепции, несомненно, являются А.Раппопорт, Т.Коупленд и Б.Стюарт.
Построение современной системы управления компанией невозможно без ответа на вопрос о том, что является фундаментальной, основополагающей целью компании.
При ответе на этот вопрос можно выделить два противоположных подхода.
Первый из походов определяет в качестве основной цели максимизацию ценности фирмы как для собственников (т.е. собственного капитала), так и для всех поставщиков капитала (т.е. заемного и собственного капитала).
В данном случае речь идет о том, что целевая функция фирмы является однофакторной, а максимизация общей ценности фирмы делает общество лучше.
Второй подход, основываясь на теории заинтересованных лиц (stakeholders theory), предполагает, что корпорация существует не только для того, чтобы приносить выгоды инвесторам (собственникам и кредиторам), но и всем остальным заинтересованным лицам, к которым относятся работники, покупатели, поставщики, местное сообщество, правительство.
Таким образом, целевая функция фирмы является многофакторной. Важным следствием из определения целевой функции фирмы является установление конкретных показателей результатов деятельности компании или их взаимосвязанной системы.
В рамках первого подхода измерителями результатов деятельности являются показатели, отражающие изменение (создание либо разрушение) ценности компании для инвесторов. Второй подход требует многокритериальной системы оценки эффективности.
Ценностно-ориентированный менеджмент (value-based management - VBM), или управление стоимостью компании, можно определить, как управленческий подход, в центре которого находится создание новой ценности для собственников компании как основной цели фирмы.
В то же время, установление долгосрочной максимизации ценности в качестве цели само по себе не обеспечивает менеджмент стратегией достижения этой цели. И в этом смысле теория заинтересованных лиц и определяемые ею техники и инструменты вносят свой вклад в понимание того, как создается ценность.
Ценностно-ориентированный менеджмент (VBM), понимаемый как всеобъемлющая система управления организацией, органично включает в себя четыре основных модуля: оценивание, стратегию, финансы и корпоративное управление.
Модуль оценивания предполагает выбор модели и процедур определения ценности компании для ее собственников, мониторинг изменения ценности, определение драйверов (факторов) создания новой ценности.
Модуль стратегии устанавливает ясную связь между ценностью компании для собственников и корпоративными и бизнес-стратегиями.
В этом смысле VBM может рассматриваться как отдельное направление стратегического менеджмента.
Модуль финансов описывает финансовые политики компании, нацеленные на создание ценности.
Модуль корпоративного управления направлен на согласование интересов собственников и менеджеров.
Он объясняет действия и политики высшего менеджмента компании, например, такие как измерение результатов деятельности, систему материального стимулирования, отношения с инвесторами, нацеленных на создание ценности и способствующих таким образом решению агентской проблемы.
Ключевым элементом, определяющим архитектуру VBM, является модуль оценивания, или система измерения ценности.
Построение указанной системы предполагает принятие трех взаимосвязанных и в некотором смысле последовательных решений: решение о выборе модели оценки ценности; решение о выборе периодического показателя результатов деятельности (одного показателя, либо комплекса таких показателей); решение о построении системы драйверов (факторов) создания ценности.
Система измерения ценности - ключевой элемент ценностно-ориентированного менеджмента, объединяющий три взаимосвязанных подсистемы: модели фундаментальной оценки собственного капитала организации, систему показателей результатов деятельности, систему драйверов (факторов) создания ценности.
|